6 мая 2000 г.


КОНСТАНТИН РАЙКИН:

«СВОБОДА БЕССМЫСЛЕННА, ЕСЛИ ОНА ДАНА НЕКУЛЬТУРНЫМ ЛЮДЯМ»

Журналист из Луисвилла Виктор Родионов  взял интервью у замечательного артиста и режиссера Константина Райкина.

Помню, как несколько лет назад на встрече с Леонидом Филатовым я про себя хмыкнул, когда актер заявил, что приехал к нам не из-за денег – в Тюмени за творческий вечер он мог получить гораздо больше. Но как показала жизнь, Филатов не лукавил. Еще относительно недавно американской глубинкой «не брезговали» звезды, сейчас кассовые сборы с 200-300 билетов не устраивают даже третьеразрядных исполнителей. После продолжительного затишья русские кентуккцы махнули на себя рукой: «а, кому мы нужны?», но подспудно назрели перемены. В нашей комьюнити, наконец, появились свои бизнесмены - интеллектуалы, которым не надо доказывать, что не колбасой единой жив человек.

Первой «ласточкой» нашего культурного Ренессанса оказался не просто залетный гастролер, а звезда первой величины. Хотя, если не знать о нем, внешне ни за что не предположить, что перед вами народный артист России, лауреат государственной и многих международных премий, художественный руководитель крупного столичного театра, режиссер, хореограф, киноактер… Его скорее можно принять за бывшего боксера: коренастая пружинистая фигура, короткая стрижка, лицо в крупных «бойцовских» складках, расплющенный нос. По «пролетарской» одежде тоже не определить его настоящего общественного статуса – блуза, безрукавка, джинсы и полувоенные ботинки на альпинистской подошве. И все же это Райкин.

… Наверху, в фойе и в зале, праздничная публика в предвкушении выступления – мы изголодались по русскому слову со сцены – а я в гримерной Райкина судорожно пытаюсь уложиться в отведенный мне временной лимит для интервью. Избежать цейтнота не удалось и диалог продолжился после концерта в уже не столь формальной и нервозной обстановке.

 

  • Константин, пожалуйста, несколько слов о вашем турне.
  • По сути, это блиц – гастроли: за девять дней девять городов, в основном, те, в которых не был ни разу, либо «вскользь». В нашей «труппе» три человека: продюсер, звукорежиссер, и ваш слуга. Начали мы с самого запада США – Сиэтл, Портленд, сегодня Луисвилл, завтра Хьюстон, затем Даллас, Атланта и «под занавес» Детройт, Торонто и Монреаль.
  • Готовясь к этой встрече, я рылся в вашем «досье» в Интернете. В частности, просмотрел несколько интервью последних лет и пришел к выводу - не задавать вопросов по поводу Аркадия Исааковича, а также не лезть в карман и душу.
  • Стремление похвальное, но в одной части, как мне кажется, неосуществимое. Каких бы вершин я не достиг, надо мной всегда будет «тень» великого отца, пожизненное сравнение с ним, хотя наши актерские амплуа абсолютно разные. И даже, когда я умру, в некрологе наверное напишут: скончался сын Райкина. С одной стороны, конечно лестно быть сыном такого отца, с другой, все-таки хочется быть самим собой. Впрочем, без кокетства, я давно доказал собственную актерскую самодостаточность и не мучаюсь комплексами… Кстати, а что понимать под выражением « не лезть в карман и душу»?
  • Не спрашивать сколько вы зарабатываете, каким Богам молитесь и с каким усердием?.. Но позвольте удовлетворить невинный читательский интерес: ваше семейное положение?
  • Самое обыкновенное. Женат. Елена, моя жена - эстрадная певица, поет везде, где удастся. Украинка, о чем нетрудно догадаться по фамилии Бутенко. Дочери, Полине, 12 лет и она просто школьница.
  • Есть ли такое понятие: актерская династия Райкиных?
  • Хотя актерами были папа, мама, мой дядя, сейчас сестра Катя и ее сын, а также моя жена, вряд ли можно говорить о династии.
  • Но все же для одной семьи немало.
  • Но недостаточно для династии. В моем понимании, это пять – шесть поколений.
  • Константин, благодаря информационным технологиям мы не чувствуем себя в отрыве от культурной жизни России и всего постсоветского пространства: смотрим новейшие фильмы и русское телевидение «живьем», читаем свежую периодику, в курсе книжных новинок. Сложнее с театром. Естественно, специально на спектакль в Москву не полетишь, а в Америке гастролируют не труппы, а миниколлективы из нескольких актеров. Не могли бы вы, в общих чертах, обрисовать положение театра в современной России?
  • Я бы не стал выделять театр из контекста культуры в целом. Скажем мягко, для недостаточно культурного правительства на первом плане всегда тяжелое машиностроение и оборона; культура нечто второстепенное, чтобы там не говорилось с высоких трибун. Мы нужны политикам в периоды избирательных кампаний; как только они завершаются, о нас мгновенно забывают. До наших правителей никак не дойдет фундаментальная истина – без культуры невозможны ни экономика, ни обороноспособность, ни демократия, ни свобода.

    Свобода бессмысленна, если она дана некультурным людям. Свобода бескультурного человека есть свобода насиловать, убивать, грабить, хамить; дайте свободу в тюрьме и вы увидите, что из этого выйдет. Свобода культурной личности есть не что иное как добровольное самоограничение – не делай того, не делай этого.

    Конечно, экономически театру живется трудно, но творчески чрезвычайно интересно. Я считаю, на сегодня театр России лучший в мире, в стране мощная театральная школа, а Москва – театральная Мекка. Я знаю об этом не по наслышке, а как член жюри «Золотой маски» – самого престижного театрального конкурса в России.
  • Как правило, выдающиеся театральные актеры таковыми являются и в кино. Но что-то при «лучшей школе в мире» на мировом экране отсутствие российских звезд.
  • Утверждение некорректное. На мировом экране нет не только русских, но и всех остальных, в нем доминируют американские актеры и не потому что они талантливей всех. Здесь вопрос не худшей или лучшей школы, а денег. Американская киноиндустрия диктует мировую моду, благодаря своей финансовой мощи. Иностранные актеры становятся звездами, если только им посчастливится попасть в обойму Голливуда.

    Мой отец был наверняка не хуже Чаплина, а кто его знал за пределами Советского Союза? Единицы. Раньше Россия была за «железным занавесом», сегодня она – государство «третьего мира». И мы не можем пробиться в мировую элиту не из-за скудости талантов – многие из наших актеров лучше самых лучших на Западе – а по бедности.
  • Парадокс жанра: общественная потребность в сатире наиболее остра в условиях тоталитарных режимов. Как она себя чувствует при демократии?
  • Как ни странно, в советские времена сатира была чище, умней, интеллигентней и благородней. В условиях вседозволенности она стала не средством очищения нравов, а способом сведения политических и личных счетов. Со страниц газет, журналов, с телеэкранов ежедневно льются реки желчи и злобы.

    Кнопка злости находится так близко - еще не поднес руку, а она уже сработала. Сейчас для России более актуально не обличение кого-то или чего-то, а смягчение нравов. Не кричать, а слышать друг друга, научиться смеяться не со злостью, а по- доброму. Поэтому сатире я предпочитаю юмор.
  • И это говорит руководитель театра «Сатирикон»!
  • Когда-то Петроний написал книгу со странным названием «Сатирикон». Что означает это слово не знает никто, включая меня. Во всяком случае, на сатире мы не специализируемся – наш «Сатирикон» просто государственный драматический театр с репертуаром от трагедий до водевилей. И мне это нравится.
  • «Маска», мы знаем, кто вы, но не знаем, кого в вас больше: актера, режиссера или администратора?
  • Пожалуй, последнего, хотя бы потому, что актеров в труппе много, в постановках участвуют режиссеры из других театров, а вот худрук всего один.
  • К какому типу руководителя вы принадлежите : диктатору или либералу?
  • К шумливому. Аркадию Райкину достаточно было посмотреть на виновника из-под век, как тот уже писал заявление на увольнение. У Константина Райкина так не получается – только с применением голосовых связок и шумовых эффектов. И хотя у папы было в театре всего 20 человек, а у меня 400, по сути это ничего не меняет. Я бы и при двадцати кипятился не меньше.
  • Из великих спортсменов редко получаются великие тренеры, из великих музыкантов великие педагоги, из актеров режиссеры. Не потому ли вы часто приглашаете постановщиков «со стороны»?
  • Какой я актер и режиссер судить не мне, хотя есть косвенные признаки, по которым можно определить степень зрительского интереса и признания. А приглашения на постановки режиссеров определяются лишь одним – творческим потенциалом этих художников. Я горжусь, что с нашим театром сотрудничают В. Машков, В. Фокин, Р. Виктюк, Р. Стуруа – режиссеры мирового уровня.
  • Константин, вы вполне могли бы жить в США, Германии, Израиле… Что вас удерживает в России?
  • Я не уверен, что мог бы жить в другой стране…
  • Но сотни тысяч уехали и, ничего, живут…
  • В бытовом плане я тоже, мог бы, но у меня свое кредо я: чувствую себя нужным только в России.
  • Кроме деловых партнеров у вас есть в США родственники, близкие, друзья?
  • Есть, и много. О некоторых я даже не подозреваю. Например, сегодня я получил неожиданный и приятный сюрприз – встретился с моей бывшей учительницей физики из ленинградской спецшколы Татьяной Мироновной Таракановой. Сейчас она живет в вашем городе.
  • Этот визит в Америку который по счету?
  • Я не веду учет, но наверное был не меньше десяти раз.
  • И все «галопом по Европам»? Вы наш Луисвилл только с хайвэя и видели.
  • Почему же, были и основательные посещения. Но сказать, что я знаю Америку, было бы самонаденным, хотя кое-какое представление о стране конечно есть.
  • И какой город вам больше всего по душе?
  • Нью-Йорк. Наверное потому, что я житель сумасшедшей Москвы, я люблю крейзи Нью-Йорк. Есть еще одна причина. Это был мой первый город из «настоящей» заграницы и впечатление от встречи с капитализмом было оглушительным и ошеломляющим. Моя дочь – подросток воспринимает заграницы, включая США, спокойно и достойно – она не жила за «железным занавесом».
  • Константин, перефразируя пословицу, лучше раньше, чем… В июле вам исполняется 50. Вам есть с чем встретить юбилей, дай Бог всякому художнику достичь ваших вершин. Мы вас поздравляем, доброго здоровья и новых творческих свершений!
  • Спасибо!
  • И на прощание каверзный вопрос. Представьте себя на минутку журналистом. О чем бы репортер Райкин спросил актера Райкина?
  • Нестандартная ситуация! Профессия журналиста для меня настолько загадочная, что я абсолютно не представляю себя на этом поприще. Но один вопрос я бы, пожалуй, задал: “А не надоел ли я вам?”
  • Что ж, для начала неплохо!

Виктор Родионов
Луисвилл, Кентукки
rodionov@bellsouth.net

Фото: Грег Клоппер
http://gregphoto.cjb.net/

 

 

Вернуться на страницу культурной жизни

Адрес:    webmaster@russianseattle.com
Copyright © 1999 - 2000 russianseattle.com All rights reserved
Последнее изменение: 6 мая 2000г.